1 2 3 4 5

image

Педагог – музыкант Эдельвена Яковлевна Смелова непреклонна в своем стремлении возродить наши «корни» - свирельное и балалаечное искусство, «чтобы миллионы Анечек и Ванечек снова стали ЛЕЛЯМИ». Ее стремление приобщения к музыцированию общедоступна и демократична, способствует познанию мира через музыкальное творчество разных времен и народов.

image

Эдельвена Смелова одержим идеей обучения ВСЕХ ! нотной грамоте: «Ведь нот всего семь! – меньше чем цифр и букв, - не устает доказывать она, - И кем бы ни стали наши дети, у них должны быть ловкие пальцы, чуткое сердце и добрая душа»…

image

С давних пор пастухи и подпаски очаровывали сердца мелодичными напевами своих рожков и свирелей, подобно Лелю из сказки – пьесы Александра Островского «Снегурочка». И умели они не только играть, но и делать свои инструменты.

image

Вспомните : «Я пойду, пойду погуляю, Белую березу заломаю: Срежу я с березы три пруточка- Сделаю из них я три гудочка…» Теперь не надо заламывать березки – давайте лучше охранять Зеленых Друзей. «Гудочки» - СВИРЕЛИ изготовила Московская фабрика игрушек.

image

Пусть с каждым ударом Вашего сердца рождается радостный звук песни!

<< >> Play > Stop

Журнал "МУЗЫКА В ШКОЛЕ" 3/2011


Если бы кто-нибудь сказал мне лет двадцать назад, что меня, выпускницу Московской
консерватории, обладательницу «красного диплома», всерьёз заинтересует как музыкальный инструмент маленькая пластиковая трубочка с шестью отверстиями, я бы откровенно обсмеяла такого пророка и доказала бы ему, как дважды два, что это вещь совершенно невозможная. Но не зря говорят: «Никогда не говори – никогда!»

Многолетняя работа в системе образования давно заставила меня реально посмотреть на преподавание музыки в общеобразовательной школе. С чем мы сталкиваемся чаще всего на музыкальном уроке? С тем, что дети слушают звукозапись, много слушают учителя и отвечают на его вопросы, а сами? Сами музицируют, когда поют или изредка играют на простейших инструментах. Достаточно ли этого? С сожалением пришла к выводу, что нет. Конечно, если в школе есть дополнительные занятия, они восполняют нехватку именно музыкальной деятельности. А что обычно бывает в перечне доп. занятий? Опять хор. Но серьёзная вокальная работа не всегда увлекает детей, которые желают быстрого успеха и не в группе, а индивидуально. Нужно было найти что-то ещё, но что же? Что???
На курсах повышения квалификации в МИОО один из лекторов показал прекрасное владение маленьким компактным инструментом, на котором легко умещаются пальцы двух детских ручек. Розданные нам на пробу свирели слёту позволили сыграть несколько попевок, выстроить простейшее двухголосие, проявить свои возможности в импровизации...Неужели это ТО САМОЕ? Мышление быстро выстроило цепочку последовательных действий, среди которых требовалась:
- срочная покупка этого инструмента-игрушки;
- подборка простейших, но очень интересных для детей музыкальных произведений, доступных на первоначальном этапе обучения;
- аранжировки на синтезаторе для первых классных концертов;
- подборка других музыкальных инструментов для ансамбля со свирелью.
Первые пробы новой работы с детьми подтвердили правильность интуитивного выбора – дети увидели в свирели удивительную способность проявить самого себя, свою музыкальность и артистическую одарённость, и при этом сделать это оказалось предельно просто! Школа наполнилась необычными звуками - в разных уголках здания, казалось, поселились десятки птиц, по утрам ( и не только) высвистывающих весёлые лёгкие трели. Друг другу на переменках дети показывали свои маленькие достижения – кто-то наигрывал выученную короткую забавную мелодию, кто-то импровизировал для подружки, а здесь игралось «сложное» произведение из 4х нот в подарок любимой учительнице. Можно заметить, что лица детей, не играющих на свирели, всегда выражают изумление перед «грандиозными» способностями одноклассников, ещё вчера ничем особым не выделяющихся. В таких случаях маленькая пластиковая трубочка идёт «по рукам», но хозяева - «опытные» свирелисты - хорошо знают, что это инструмент индивидуальный и общему пользованию не подлежит. Свирель, не осквернённая чужими губами, возвращается к своему «пользователю». А на первых школьных концертах можно увидеть счастливые лица родителей, буквально потрясённых талантом своего чада.
Сам голос свирели невелик по громкости, да и играть она может только одноголосно. Но как выяснилось, это совсем не беда. Очень помогает занятиям со свирелью использование дисков - фонограмм с записью многих по-настоящему хороших произведений. Мне пришлось всем желающим сделать такие диски для домашних репетиций и играть на маленьких концертах, когда собираются родственники и гости. Помню благодарные слова растроганного деда, получившего на юбилей в подарок от внука мелодию «Катюши» Матвея Блантера, сыгранную на свирели.
Очень нравится детям, когда мы раскладываем новое произведение на несколько голосов - в таком случае звучание свирелей напоминает небольшой оркестр. У нас выработались свои правила для многоголосного произведения: дети выучивают все голоса пьесы по очереди, чтобы при необходимости иметь возможность поддержать другие голоса в случае отсутствия того или иного исполнителя. Конечно, иногда дети упорно отстаивают право на исполнение только своего любимого голоса, но в ансамбле мы приучаемся на первое место ставить красоту и гармоничность музыки, которую играет весь коллектив, а не личное желание отдельных его участников.
Первоначально, только пробуя себя в игре на свирели, детей изумляет тот факт, что вот Я, Я, такой маленький, а уже сам ИГРАЮ! И мою музыку узнают, ей аплодируют, за неё благодарят и даже награждают! Постепенно всё внимание ребёнка сосредоточивается на самой МУЗЫКЕ, которую он играет. Произведения, которые мы используем для разучивания и исполнения, мы обязательно анализируем, поём, пробуем исполнять по-разному, учитывая музыкальную фразировку, штрихи, динамику и темпы, прибавляем голоса других инструментов или детские голоса, включаем в работу музыку разных жанров. Очень радует детей появление в нашем репертуаре хорошей современной музыки (а уж её интонации даже при отсутствии большого музыкального опыта дети слышат и распознают очень быстро). Вероятно, это позволяет им стать на одну ступеньку с известными популярными музыкантами. Нами также сыграно большое количество произведений народной музыки разных стран мира. Но главным достижением нашего ансамбля я считаю необыкновенную тягу к исполнению классической музыки. Это тяготение возникло совершенно естественно в прошлом году, когда мы готовились к выступлению на городской научно-практической конференции в Доме Учителя, посвящённой дате Дмитрия Борисовича Кабалевского. Для этого выступления можно найти репертуар и вокальный и инструментальный – для рояля, оркестра, солирующих инструментов. Но для свирели Кабалевским не написано ни одного произведения. Учитывая постоянное стремление выдающегося педагога к практической музыкальной деятельности учащихся, мы с другим учителем, Шейченко Ириной Владимировной, сделали обработку его «Кавалерийской» для свирели и орфовского оркестра (им-то и занимается Ирина Владимировна в школе). Никогда ещё наш ансамбль не испытывал такой гордости за свой труд! Учителя-музыканты города Москвы высочайше оценили нашу работу, и вот уже второй год мы играем «Кавалерийскую» как одно из самых любимых своих произведений. Она же вошла в нашу программу на Первом Московском фестивале свирельной музыки.
В этом учебном году наше желание играть классику только укрепилось, и опять толчком для этого стала городская научно-практическая конференция, приуроченная к дате Иоганна Себастьяна Баха. Здесь было ещё труднее подобрать подходящий репертуар для исполнения школьниками музыки Баха. Долгие сомнения закончились аранжировкой «Ave Maria» Баха-Гуно для свирелей и металлофона. С ребятами мы провели беседу о Библии, Благовещении Деве Марии, жанре богородичной музыки, послушали несколько вариантов таких произведений, причём влюбились в каждое из них, пели, насколько было возможно, мелодию нашей обработки, а потом...потом долго и с упоением разучивали, замирая от звуков небесно чистой музыки.
«Ave Maria» стала для нас мостиком в удивительный прекрасный мир ДРУГОЙ музыки, какую почти не услышишь сейчас, она стала прививкой от распущенности, пошлости, низости, царящей в звуковой среде современности. После неё мы разучили «Ave Maria» Каччини, снова испытав долговременное потрясение от духовного совершенства и красоты музыки. Далее нас очаровал Арам Ильич Хачатурян своей «Мелодией», более знакомой слушателям под названием «Андантино», а затем Михаил Иванович Глинка - своим изумительным «Жаворонком». И если раньше, начиная занятие, спрашивая ребят: « С чего начинаем?» я получала: «С Кавалерийской!», потом открывали наши уроки богородичные произведения, а теперь - милый глинкинский романс.
Работая 6 лет с удивительным чудом – свирелью, я заметила и другое полезное воздействие на детей свирельной музыки: поскольку во время игры на свирели вырабатывается столь полезное долгое и плавное дыхание, то детям, занимающимся пением, это становится большой помощью в правильном вокальном звукоизвлечении. Также постоянное использование языковых мышц становится более чёткой дикция, необходимая не только при пении. Мелкая моторика рук позволяет активизировать мозговую деятельность и память, работа над музыкальным ритмом организует жизнедеятельность ребёнка. Музыкальные произведения, сыгранные детьми и для этого тщательно подобранные учителем, расширяют кругозор ребят, учат внимательно вслушиваться и всматриваться в музыкальную информацию, настраивают детские души на позитив, укрепляют в детских душах нравственное начало. Но главное, пожалуй, в другом – маленький человек ощущает себя ТВОРЦОМ ПРЕКРАСНОГО, преображая мир, доставляя окружающим радость и чувство гармонии.
Чего мне хочется в будущем от своих учеников? Чтобы их Прекрасное Далёко было освещено светом замечательной музыки, сыгранной в детстве, чтобы они и сами продолжали играть для себя и окружающих и будущих детей своих ввели в тот же светлый мир музыкальной гармонии.
Лукашевич Марина Юрьевна, учитель музыки и игре на свирели ГОУ СОШ № 687 г. Москвы, организатор Первого и Второго Московского фестивалей «Свирель поёт».