ПРИОБЩЕНИЕ К МУЗИЦИРОВАНИЮ
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ИГРЫ НА СВИРЕЛИ
Эдельвена Яковлевна Смелова
автор методики и детского музыкальных инструментов СВИРЕЛЬ и ЗВУКАРИК
Детский музыкальный инструмент СВИРЕЛЬ имеет своих предшественников в любой культуре мира, у любой народности. Названия у разных народов разные : по–украински - сопилка, по-молдавски - флуераш, по-грузински - саламури, у кубинцев - кена...
А суть одна : это была камышовая или тросниковая трубка с отверстиями для пальцев, закрывая и открывая которые, изменяют воздушный столб, а с ним и высоту звука.
Много подобных свистулек из бамбука и в Азии. А недавно аналог такого духового инструмента из кости был обнаружен в раскопках 35000-летней давности на юге Германии.
Работая педагогом без малого 30 лет в Музыкальной школе Обнинска, я искала пути облегчении освоения нотной грамоты учащимися хорового отделения, куда родители часто приводили мальчиков «ограждая от улицы». Музыкальных инструментов дома у большинства из них не было, и в те давние времена о такой игрушке как блок-флейта Карла Орфа даже мечтать не приходилось. Я сама узнала об этом инструменте только в семидесятые годы благодаря эстонским коллегам, с которыми было тесное сотрудничество. Для улучшения интонации учащихся необходим был «эталон звукоряда». Короткий звякающий звук металлофонов ребятами плохо фиксировался. Грубые гармошки требуют для звукоизвлечения выхода и входа, что никак не подходит по гигиеническим соображениям. Кстати, они тоже были немецкими и довольно дорогие. Привлекли пластмассовые дудочки – кларнетики и свирели, но их непонятный настрой исключал возможность использования.
Попытки поковырять отверстия привели к превращению кларнетика в ЗВУКАРИК, а книжка «БУВАРЬ-ЗВУКАРЬ» сама собой собиралась в самоучитель нотной азбуки.
У СВИРЕЛЕЙ же, напротив, приходилось заливать некоторые отверстия лаком для ногтей. А поскольку отверстий только ШЕСТЬ, эта игрушка виделась мне пригодной для до нотного периода.
Вместе с моими рукописными цифровками, исправленные свирели, успешно использовали музработники наших детских садов. Игровая форма на начальном этапе обучения помогала снять напряжение, сосредоточив внимание на звуке, на мелодии, на ритме.
И звукарик, и свирель задуманы для хоровиков, а не для духовиков у которых совершенно другие приемы звукоизвлечения и обязательно свои инструменты!!
Звукоизвлечение на СВИРЕЛИ производится ПЕВЧЕСКИМ дыханием, так необходимым не только хоровикам.
Само руководство игры на свирели занимает всего пять строчек :
Сосчитаем бугорки с отверстиями на стволе СВИРЕЛИ от мундштука: их – ШЕСТЬ.
ТРИ ПЕРВЫХ отверстия закрываются пальцами ЛЕВОЙ руки, а с ЧЕТВЕРТОГО по ШЕСТОЕ – пальцами ПРАВОЙ руки. Под текстами песен помечено, СКОЛЬКО отверстий надо ЗАКРЫТЬ для данного слога.
Под цифрами – графическое изображение РИТМА.
Освоить это способен любой ребенок, наученный прочитать и сосчитать. Поэтому я рекомендую начинать занятия с 5 -6 лет. Роль учителя, в качестве дирижера, сводится к организации а наличие фонограмм усиливает эффективность совместного творчества.
Данная технология с успехом используется многими учителями уже более 25-ти лет. Что дает использование моей методики, превосходно сформулировано методистом Е.А. Рисовой из НМЦ С-Петербурга:
«Игра на свирели дает удивительные результаты в развитии музыкальных способностей учащихся: улучшается чистота интонирования и качество вокального звука, развиваются музыкальная память и вокальное дыхание. Игра на свирели как активная дыхательная гимнастика способствует оздоровлению детского организма. Развитие мелкой моторики и координации пальцев, массаж их окончаний приводит к улучшению речи ребенка, более свободному чтению, улучшению почерка, грамотному письму, лечению дисграфии. Обучение игре на свирели по методике Э.Я. Смеловой дает детям возможность играть мелодии песен и попевок уже с первых уроков без овладения нотной грамоты. Через 2-3 месяца занятий ребенок может сыграть репертуар из 15-20 мелодий. Таким образом, дети приобщаются к активному музицированию, играют и поют народную и композиторскую музыку, исполняют темы из классических произведений. Дети активно погружаются в огромный мир музыки, приобщаясь к музыкальной культуре».
Однако, снабдить учителя только методикой в данном в данном случае недостаточно: способ требуе средств, т.е. качественный инструмент из разрешенного для детей материала. Свирели должны приобретаться в двойном количестве – одна для работы в классе, другая – для тренировки дома. Книжка-самоучитель на каждой странице содержит новую информацию, на которой учителю стоит сосредоточить внимание учащихся на уроке в классе; пауза, реприза, ритм.Первая же песня включает тему «направление движения мелодии: вниз, вверх, на месте». На свирели идеально соответствуют направления движения пальцев и мелодии : пальцы шагают вниз по пенечкам с отверстиями – и звуки тоже идут вниз. Здесь же можно коснуться понятия тоника.
Руководителю обучения необходимо неукоснительно следить за правильным положением рук: переучивать всегда труднее, чем научить сразу. Никто не станет переставлять клапаны на кларнете или саксафоне, где левая рука всегда над правой. (И вообще все музыканты – «левши»).
В методике большую роль играет ритмическая картинка, по которой можно проследить повторность, характерную для многих народных мелодий. На примере русской народной песни «Сени» определить движение мелодии скачком.
Понятие лада – веселый и грустный, мажор и минор – можно иллюстрировать песнями «Курочка», «Мишка с куклой», «Перепелочка» и «Березка». Здесь возможно вспомнить про тонику и дать понятие об устойчивых и неустойчивых ступенях. Особо перегружать теоретическими премудростями на начальном этапе музицирования не стоит, а лучше накапливать репертуар, развивая музыкальную память. Ведь СВИРЕЛЬ – игра в музыку, расширяет кругозор, подобно накоплению запаса слов перед обучением чтению и письму.
Для СВИРЕЛИ, мною сделано уже около тысячи переложений, в их числе изданы малыми тиражами «Свирель поет мелодии Детства», «Свирель поет мелодии Рождества», «Свирель поет любимые напевы». Готовится к изданию «Свирель поет Мелодии Опер и Симфоний», «Свирель поет 100 напевов народов Мира».
Я безмерно благодарна многочисленным учителям музыки, использовавшим мой метод, подарившим тем самым тысячам ребятишек радость общения с прекрасным миром музыки, радость ощущения себя творцом.
Опыт убеждает, что обучать нотной грамоте следует на избранном традиционном инструменте, тогда позиция пальцев на нем и нотные знаки на нотоносце переходят в условный рефлекс. Работая в Торонто в Cameron Public School, на втором году обучения, в 3-ем и 4-ом классах, я ввела нотную запись, вернувшись к песне А.Островского «пусть всегда будет солнце», с которой в книжке дан «ключ».Затем последовали задания с переложениями знакомых и незнакомых и незнакомых мелодий с нотной записи в цифровую, и запись цифровки нотами.